Заголовок Содержимое Nid Teaser Изображение
Валентин Аполлонович Гримм

Какой он был? Скромный, не любил помпы, актерства в жизни. Кто его не знал, мог бы сказать о нем, что по театру ходит угрюмый человек, и только глаза с лукавинкой выдавали его натуру. Он не любил поклоны, не любил принимать цветы. Длинный, худой, ироничный, он всегда был душой общества. Хорошо пел романсы. Знал прекрасно поэзию. Как характерный артист любил на сцене крайности, гротеск, преувеличения, но никогда не позволял себе перейти ту грань, за которой может наступить банальность или пошлость. Он очень любил актеров. Но никогда не боялся сказать своему коллеге порой весьма горькие, но справедливые слова. Даровитый во всем, он многое понимал и чувствовал верно. Ленский, Веризов, Берлянд – да все режиссеры доверяли ему в комедии, зная, что лучше, чем он, смешнее, чем он, никто не придумает.

 

1045
Игорь Юрьевич Войнаровский

Он был, как говорят, артистом от бога и разворачивался на сцене во всю свою недюжинную силу. Прекрасный артист, заботливый и нежный муж, чуткий партнер и хороший человек. Простак – по амплуа, который в оперетте держится цепко, обаятельный Бони, остроумный Фальк и т.п., актер не хотел быть на сцене только милым, элегантным, заразительным. Он всегда хотел быть человеком определенным, о котором, по выражению К.С. Станиславского, можно было бы сказать: «Этот». Человек со своей неповторимой судьбой, пусть даже драмой. Хотя старая оперетта признавала только благополучный финал, и Игорь Юрьевич во многих ролях был не революционером, но реформатором.

 

1044
Марина Богатова

В «Севастопольском вальсе», «Акулине», «Веселой войне», в музыкальной комедии «Дарю тебе любовь» и других спектаклях нашего театра Марина Богатова создавала характеры, не похожие ни на один другой. Были спектакли, в которых она играла даже по нескольку разнохарактерных ролей: в «Акулине», например, — Лизу и Настю, В «цыгане-премьере» — Юльчу и Шари. Ей были доступны и лирика, и комедийность, и высокая патетика. Ее героини — земные, понятные, сердечные — вместе с тем подняты над мелочной суетой быта, они всегда живут большими, «главными» для человека мыслями и чувствами.

1023
Николай Леонидович Энбе

Этого маленького статиста, такого смешного и трогательного, публика отметила очень быстро. Его появления ждали, ему горячо аплодировали, а после спектакля вызывали наравне с ведущими актерами. Мало кто знал его имя: в 1936 году имена статистов обозначали лишь инициалами. Инициалы Николая Борисова и выкрикивала публика, неистово хлопая: «Эн-Бе! Эн-Бе!..» До конца своих дней в качестве фамилии он и оставил это буквенное сочетание. Теплота и человечность, составлявшие характерную особенность юмора Энбе, всегда шли к зрительскому сердцу кратчайшим путем. Не случайно Энбе больше всего запомнился в ролях «маленьких людей»: Солопия Черевика в «Сорочинской ярмарке», бухгалтера Ельцова «На берегу Амура», сторожа Шило из «Соловьиного сада»…

 

1022
Серафим Александрович Попов

Главным образом этот артист был занят в тех ролях, где важна была отличная внешность, умение держаться на сцене и внутренняя основательность. Критики неизменно отмечали у Попова сдержанные манеры, ровную спокойную речь, выдававшие в нем человека исключительной выдержки и самообладания. С.А Попов был очень впечатляющим Назаром Думой в «Свадьбе в Малиновке», оказался незаменим в ролях морских офицеров… Самому же Попову всегда хотелось сыграть необычный характер, не похожий на все остальные. Один из самых ярких обаров, созданных актером, был образ Елпидифора, слуги графа Кутайсова, в оперетте Н. Стрельникова «Холопка». Как десятый, так и пятидесятый сезон Серафим Александрович встретил на сцене родного театра.

 

 

1021
Петр Петрович Кисленко

За многие годы работы в нашем театре Петр Петрович спел почти все ведущие партии для баритона. Своим сильным голосом с красивой окраской и широким диапазоном он создавал свой сценический образ. Мужественными красками был обрисован Дмитрий Аверин из «Севастопольского вальса» с его суровой сдержанностью. Драматизм старого Пали Рача из «Цыгана-премьера» был совсем иной природа. А вот крупный, плечистый, но добрый и чистый Глеб Глебыч в спектакле «Дарю тебе любовь» вообще ничем не напоминал этих героев. В зале смеялись, аплодировали, и это было выражением сердечной симпатии. Высокая вокальная культура артиста была воспитала в нем не одними годами учебы в консерватории. Петр Петрович очень много работал самостоятельно.

 

1020
Зоя Владимировна Федоровская

Любая характерная актриса оперетты хотела бы сыграть тетю Дину из «Севастопольского вальса» К. Листова. Почему? Интересный характер. Если разобраться — даже героический. Эту роль посчастливилось играть Зое Владимировне Федоровской, впрочем, как и множество других: Гапусю в «Свадьбе в малиновке», Хиврю в «Сорочинской ярмарке», Марфу в «Вас ждут друзья…» всего и не перечислишь.

 

 

 

1019
Сергей Георгиевич Моргулис

В те уже далекие времена, когда оперетта куда более цепко держалась за свои извечные амплуа, Сергей Георгиевич Моргулис был великолепным «фрачным героем». Это способствовали и выигрышная внешность, и красивый баритон, и сценическая сдержанность, и внутренний аристократизм артиста. Актерские возможности Моргулиса вряд ли могли до конца раскрыться в опереттах типа «Баядеры» или «Жрицы огня». Когда на опереточную сцену все более уверенно двинулся новый герой — современник, перестройка оказалась тяжелой для многих актеров старой опереточной школы. Очень трудно было и Моргулису. Однако он не сдавался. И если роли простых рабочих парней не очень удавались «фрачному герою», то много нашлось в советских опереттах такого, что дало выход творческому потенциалу этого артиста.

 

1018
Николай Дмитриевич Молчанов

заслуженный артист РСФСР

Внешние данные молодого Молчанова, работавшего в нашем театре едва ли не со дня его основания, были на редкость завидными. Хороший рост, выразительное лицо, врожденная импозантность, красивый голос с бархатистыми низами… — что еще, кажется, нужно «герою»? Но и Джим из «Роз-Мари», и граф Данила из «Веселой вдовы» были не только красивы, они привлекали своей внутренней значительностью, умом, естественность речи, наконец, — органичным чувством человеческого достоинства. В этих ролях Молчанов был значительно выше материала. Вот это умение обогатить пьесу, извлечь из нее гораздо больше, чем содержится, и было тем драгоценнейшим качеством, которое служило хорошую службу этому артисту на всем его долгом творческом пути.

 

1017
Алексей Сергеевич Закаткин

заслуженный артист РСФСР

 

Иногда говорили, что А.С. Закаткин гораздо меньше играет в спектакле, чем поет. Что ж, он действительно, был в первую очередь певец, и в этом качестве неизменно завоевывал симпатии и внимание зрителей и критики. Сильный красивый голос, мужественность и простота привлекали в исполнении этого артиста. Он создавал образ прежде всего вокальными средствами, поэтому всегда был наиболее интересен в большом музыкальном спектакле.

 

1016
Галина Николаевна Епифанова

заслуженная артистка РСФСР

В Хабаровск Галина Николаевна приехала уже сложившейся артисткой, но за годы работы в нашем театре ее светлое дарование засверкало искрами большого мастерства. Образы, созданные ею, очень разнообразны, потому что Епифановой по ее возможностям, ее таланту, можно было играть почти все: и глубоко лирическую Тоню в «Белой акации» И. Дунаевского, и озорную колхозницу Таню в оперетте «Вас ждут друзья…» В. Белица, и даже вольноопределяющегося Марози в кальмановских «Осенних маневрах». Образы, созданные этой великолепной артисткой, всегда были свежи и поэтичны, полны искрометной жизнерадостности и обаяния юности.

 

1015
Григорий Иванович Доре

заслуженный артист РСФСР

Этот артист заметно выделялся в составе труппы театра. По амплуа — «фрачный простак», а на деле — актер очень широких возможностей. Григорию Ивановичу повально подражали столь же единодушно, сколь и безуспешно. Доре не был высок и строен, но и лицо его вовсе не было красивым; однако в глазах светился тонкий и лукавый ум. Кого бы не играл Доре, в его героях всегда светился ироничный, прищурившийся человек. Как большая творческая удача была отмечена прессой, например, его работа в музыкальной комедии «Табачный капитан» (роль Петра I). Позже творческая биография Григория Ивановича продолжилась в одном из лучших театров страны — Московском театре сатиры.

 

1014
Анна Васильевна Грибкова

заслуженная артистка РФСФР

У этого необычного гусара были ясные, как озера, глаза. Старстно, смело отстаивал он перед полководцем Кутузовым свое право отдать жизнь за Родину. А.В Грибкова, игравшая в «Голубом гусаре» Шуру Азарову, умела быть высокопатетической, не впадая в пафос. Яркая выразительность Грибковой раскрывалась в каждом спектакле, в котором она играла. Несколько лет подряд Анна Васильевна вела в театре весь репертуар — не только советский, но и классический, в котором также играла с большой увлеченностью. Прекрасное лирико-драматическое сопрано актрисы позволило театру даже ставить оперы с ее участием — «Паяцев» Леонкавалло, «Запорожца за Дунаем» Гулак-Артемовского.

1013
Лидия Петровна Горич

Эта блистательная артистка прожила в искусстве большую жизнь. Начинала еще в частной антрепризе, играла в драме, выступала как певица; много ездила по России. В Хабаровске она появилась в 1938 году — актрисой уже почти с 30-летним творческим опытом, но не слишком им удовлетворенной. На нашей сцене она играла характерные роли (в прежние времена это называлось амплуа комической старухи). И вот в такие-то годы, когда многие начинаю подводить итоги, Лидия Петровна обрела себя. Эти двадцать лет, что она проработала в нашем театре, были настоящим расцветом ее таланта.

 

1012
Валентина Николаевна Рекова

заслуженная артистка РСФСР

Штраусовскую «Летучую мышь», поставленную режиссером Д.Г. Митиным, старые актеры вспоминают до сих пор. Ярко, изобретательно поставленная, она не сходила со сцены нашего театра в течение 10 лет! В спектакле был прекрасный актерский ансамбль, и центре его — очаровательная Розалинда, которую играла Рекова. Валентина Николаевна всегда была очень женственна и изящна — для венской оперетты это была незаменимая актриса. Пластика ее не была одним только даром природы. Артистка специально занималась балетом. Уже известной и любимой в Хабаровске актрисой, она нисколько не стеснялась выходить в спектаклях, где не была занята, в составе кордебалета. В Хабаровск Рекова приехала в 1939 году из Ростова. Первая же ее роль — в оперетте «на берегу амура» — завоевала ей безоговорочные симпатии зрителей.

1010
Наум Павлович Нальский

Хабаровские зрители очень любили Нальского. Обычно спектакли, в которых он играл, заканчивались позже обычного: зрители так смеялись над его номерами, так долго аплодировали и вызывали... А на концертах, когда их вел Нальский, вообще было трудно предугадать события. Наум Павлович, не только конферировал, — у него было обыкновение еще и разговаривать со зрителями на всякие житейские темы. Это нравилось и ему, и зрителям. Остроумные шутки, вопросы и ответы перелетали из зала на сцену и обратно, создавая атмосферу острую, веселую и увлекательно. Наум Павлович был типичным актером старой опереточной школы — но блистательным актером! Трюки, импровизация, умелая подача реприз и острот… — это был та самая опереточная методика, которой он владел в совершенстве.

1009
Зеля Петровна Гримм-Кислицына

Народная артистка Зеля Петровна Гримм-Кислицына всегда стремилась соответствовать: и когда выходила на сцену, и когда возглавляла Хабаровскую организацию Союза театральных деятелей, и когда представляла театр на гастролях, и в министерских кабинетах на самом высоком уровне. В любой обстановке она была к месту и в том месте. И даже когда ее суждения не совпадали с большинством и она шла поперек всех, не была лишена шарма. Она первая — и только. Первая — она. Ей были свойственны простодушие и завоевательство. Сложный характер яркой индивидуальности.

Читать полностью...

1008
Юлий Изакинович Гриншпун

Гипнотизер, режиссер, философ, музыкант, драматург, поэт, свободно мыслящий человек и «парадоксов друг». Его мозг постоянно работал. Он сочинял, придумывал, разыгрывал, ставил. И его всегда было мало. Он умел все. О театре знал все. Понимал, мог больше других, лучше других. Человеку с такой ошеломляющей харизмой невозможно было сопротивляться. Артисты быстро восприняли его режиссерскую магию, порой чисто интуитивно. Это потребовало колоссального напряжения, чувств, эмоций. Все, что касалось музыки, в его интерпретации было бесспорным. Гриншпун умел привести исполнителя в состояние сильнейшего нервного перевозбуждения, задействовать зоны подсознания. До самой премьеры, до последней минуты перед выходом на сцену, он снова и снова настраивал артиста перед игрой.

Читать далее...

 

1073
Игорь Константинович Ипатов

 Главный дирижер театра Ипатов был живым сердцем театра и города. Легендой золотого века оперетты. Он был замечательным музыкантом, наставником и педагогом. Уникально одаренным человеком широкой натуры. Мудрецом философской глубины. Ипатов олицетворял духовную элиту своего времени, сохранив до зрелого возраста детскую непосредственность, умение чувствовать настоящее и думать о будущем. Он приходил на репетицию минимум за полчаса. Садился за пульт, просматривал ноты, все сверял. Молниеносно мог переписать партитуру по памяти с одной партии на другую в случае отсутствия музыканта. А его выступления на творческих встречах в Доме актера были окрашены блеском остроумия и эрудиции.

Читать далее...

 

1070
Павленко Владлен Вячеславович

20.04.1971–19.07.2011

 

Хабаровский государственный институт искусств и культуры. Артист музыкального театра.
 

Артист-вокалист  с 1990 г.

Заслуженный артист Российской Федерации (2002 г.)
 

Неоднократный лауреат фестивалей: «Звезды Дальневосточной сцены», «Театральная весна» Награжден дипломами и грамотами Министерства культуры РФ.

Награжден дипломами и грамотами Министерства культуры Хабаровского края «За достигнутые успехи в театральном искусстве» и «За большой вклад в развитие музыкального и театрального искусства в крае».

Победитель Российского национального театрального фестиваля «Золотая Маска» 2008 г. в номинации «Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле» за роль Гладышева в мюзикле «Самолет Вани Чонкина».  Острохарактерная роль Гладышева сыграна артистом виртуозно, филигранно, безукоризненно и убедительно.

Номинант Российского национального театрального фестиваля «Золотая Маска» 2011 г. за «Лучшую мужскую роль в оперетте/мюзикле» за яркую роль Аркадия Дзюбина в спектакле «Два бойца».

 

Ведущий мастер сцены. Актерская природа В. Павленко уникальна как абсолютный слух и поэтический дар. Он с легкостью перевоплощается в любой сценический образ. Артист приковывает внимание и вызывает восторг зрителей умением смотреть на своего героя как бы со стороны, пародируя особенности и слабости человеческого характера в образах: Тони «Мистер Икс»,  Гарольд «Брак по-американски»,  Никош «Веселая вдова», Паскуале «Аристократы поневоле», Бесомыка «Девичий переполох», Аркадий Дзюбин  «Два бойца», Граф Альмавива «Фигаро здесь!». Артист  играет много и в разных жанрах: роли простаков, лирических и водевильных героев, гротесковые и фарсовые типажи. На сцене царит удивительный мастер, умеющий балансировать на грани циркового трюка и лирической исповедальности.  Выдержанный, скромный, непритязательный, несмотря на высокое положение в театре. С достоинством существует в актерской профессии, предан театру всей душой.

Неординарность актерского дарования, чувство юмора, человеческая открытость и обаяние делают В.В. Павленко одним из самых популярных артистов в городе, желанным гостем  любой встречи со зрителем на творческих вечерах и теле- и радиопрограммы.

 

19 июля 2011 года Владлен Павленко трагически погиб, разбившись на спортивном самолете, но в памяти зрителей, партнеров, друзей — всех, любящих его, он остается навсегда.

47

Артист-вокалист с 1990 г.
Заслуженный артист Российской Федерации (2002 г.)
Лауреат национальной театральной премии "Золотая Маска" (2008 г.)

Ведущий мастер сцены. Актерская природа В. Павленко уникальна как абсолютный слух и поэтический дар. Он с легкостью перевоплощается в любой сценический образ. Артист приковывает внимание и вызывает восторг зрителей умением смотреть на своего героя как бы со стороны, пародируя особенности и слабости человеческого характера в образах: Тони «Мистер Икс»,  Гарольд «Брак по-американски»,  Никош «Веселая вдова», Паскуале «Аристократы поневоле», Бесомыка «Девичий переполох», Аркадий Дзюбин  «Два бойца», Граф Альмавива «Фигаро здесь!». Артист  играет много и в разных жанрах: роли простаков, лирических и водевильных героев, гротесковые и фарсовые типажи. На сцене царит удивительный мастер, умеющий балансировать на грани циркового трюка и лирической исповедальности.  Выдержанный, скромный, непритязательный, несмотря на высокое положение в театре. С достоинством существует в актерской профессии, предан театру всей душой.

Беда Алексей Ефимович

Артист-вокалист с 1983 г.

Заслуженный артист Российской Федерации (1997 г.)

Ведущий мастер сцены. Артист яркого  комедийного дарования и обаяния: пластичный, непосредственный, смешной, узнаваемый, с красивым сильным оперным голосом. Ему по плечу серьезные вокальные партии. С  высоким мастерством и фантазией играет  роли: Пеликан «Мистер Икс», Рудольфо «Струны любви», Гаэтано «Аристократы поневоле», Ламар «Не верь глазам своим», Кромон «Веселая вдова», Кукин «Девичий переполох», Пью "Призрак старого пирата", Дядя Леша "Волга-Волга. В спектакле «Самолет Вани Чонкина» с блеском играет небольшую, но такую яркую и узнаваемую роль Старшины. Получила широкое признание его работа в комической опере «Галатея», зрители полюбили Пигмалиона-Беду в этом спектакле. Необычайна его популярность в детских сказках. Особенный восторг у детей вызывает каждый выход артиста в образе Граммофона в балетной сказке «Муха-Цокотуха». Умеет играть острохарактерные, драматические, лирические, гротесковые роли. Любит партнеров и сцену, владеет даром перевоплощения.

29 26.04.1942

Артист-вокалист с 1983 г.
Заслуженный артист Российской Федерации (1997 г.)

Ведущий мастер сцены. Артист яркого  комедийного дарования и обаяния: пластичный, непосредственный, смешной, узнаваемый, с красивым сильным оперным голосом. Ему по плечу серьезные вокальные партии. С  высоким мастерством и фантазией играет  роли: Пеликан «Мистер Икс», Рудольфо «Струны любви», Гаэтано «Аристократы поневоле», Ламар «Не верь глазам своим», Кромон «Веселая вдова», Кукин «Девичий переполох», Пью "Призрак старого пирата", Дядя Леша "Волга-Волга. В спектакле «Самолет Вани Чонкина» с блеском играет небольшую, но такую яркую и узнаваемую роль Старшины. Получила широкое признание его работа в комической опере «Галатея», зрители полюбили Пигмалиона-Беду в этом спектакле. Необычайна его популярность в детских сказках. Особенный восторг у детей вызывает каждый выход артиста в образе Граммофона в балетной сказке «Муха-Цокотуха». Умеет играть острохарактерные, драматические, лирические, гротесковые роли. Любит партнеров и сцену, владеет даром перевоплощения.

Разенков Сергей Алексеевич

Родился в 1957 г. В г. Челябинске.

- 1981 г. - дирижерско-хоровой факультет Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского.

- 1988 г. - факультет оперно-симфонического дирижирования  Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского, класс профессора, народного артиста РСФСР М.И. Павермана.

1987 - 1991 г. - дирижер Челябинского государственного театра оперы и балета им. М.И. Глинки

1991 - 1992 г. - главный дирижер Государственного музыкального театра Карелии (г. Петрозаводск)

1994 - 2005 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета Удмурдской республики (г. Ижевск): 22 осуществленные постановки, программы симфонической музыки.

2005 - 2009 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета РС(Я) (г. Якутск). Постановки: опера «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, балет «Принцесса Луны» Ш. Каллоша, опера Дж. Верди «Травиата» в новой сценической версии, возобновление оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Риголетто» Дж. Верди, «Дон Жуан (в Голливуде)» В. А. Моцарта.

Участник IV Всероссийского фестиваля балета «Стерх»; оперного фестиваля «Моцарт за Полярным кругом», номинант XV Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» в номинации «Работа дирижера в опере».

Симфонические концерты «Посвящение И. Гайдну», «Посвящение Д. Шостаковичу».

В качестве гастролера проводил спектакли в Государственном театре оперы и балета Башкирии (г. Уфа), в Малом академическом театре оперы и балета им. М. Мусоргского/МАЛЕГОТ (г. Санкт-Петербург), концертные программы с симфоническими оркестрами Томска, Ижевска, гастрольные выступления с Дальневосточным симфоническим оркестром в Хабаровске, Владивостоке, Китае на Рождественском музыкальном фестивале.

657

главный дирижер

заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия

Родился в 1957 г. В г. Челябинске.

- 1981 г. - дирижерско-хоровой факультет Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского.

- 1988 г. - факультет оперно-симфонического дирижирования  Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского, класс профессора, народного артиста РСФСР М.И. Павермана.

1987 - 1991 г. - дирижер Челябинского государственного театра оперы и балета им. М.И. Глинки

1991 - 1992 г. - главный дирижер Государственного музыкального театра Карелии (г. Петрозаводск)

1994 - 2005 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета Удмурдской республики (г. Ижевск): 22 осуществленные постановки, программы симфонической музыки.

2005 - 2009 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета РС(Я) (г. Якутск). Постановки: опера «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, балет «Принцесса Луны» Ш. Каллоша, опера Дж. Верди «Травиата» в новой сценической версии, возобновление оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Риголетто» Дж. Верди, «Дон Жуан (в Голливуде)» В. А. Моцарта.

Он торопился жить...

25 февраля 2014 года ушел из жизни заслуженный работник культуры, главный художник музыкального театра, умный, веселый человек Андрей Валерьевич Непомнящий. Ему исполнился только 51 год.

Он торопился жить

Не жалел себя. Спешил. Мало отдыхал. Многое сделал, но сколько бы еще смог. Он как-будто чувствовал – беречься у него нет времени. Любил и был предан душой театру, семье, сыну, своим друзьям. Но, всегда, при любых обстоятельствах оставался художником.

Театр условен, господа

Непомнящий – сценический шутник. И даже хулиган, если хотите. Особенно в тех случаях, когда режиссер своим замыслом его провоцировал. Он профессионально умел работать в разных комедийных жанрах. Тонко чувствовал природу оперетты, мюзикла, водевиля, сатиры, пародии.

Ярким примером творческих поисков стала работа с режиссером Юлием Гриншпуном. Их совместные спектакли составляли особый мир, где все связано единым стилем, хорошим вкусом, юмором, изобретательностью и озорством воплощения. Они оба любили наделять предметный мир несвойственными ему возможностями, ибо театр условен. Поэтому в спектакле «Марица» Кальмана деревья танцевали, автомобиль самостоятельно, без шофера, выезжал на сцену. А чего стоил паровоз с тремя вагонами, который ездил во время действия вместе с героями «Парижской жизни» Оффенбаха?

Работать на художественный образ спектакля

В музыкальной комедии Канчели «Ханума» зрители вот уже 15 лет буквально захвачены фантазией художника, любуясь на перекинутый через всю сцену мост с огромной луной, наслаждаясь атмосферой, наполненной запахами и красками юга. Как-будто ожили картины великого Пиросмани с его любовью к Грузии. Такие постановки Непомнящего, как «Травиата» Верди, «Цыганский барон» Штрауса, «Холопка» Стрельникова, «Любовь и разлука» Гриншпуна были изысканы по стилю, в них чувствовалось ощущение времени. В оперетте Штрауса «Летучая мышь» Андрей перенес действие из традиционной бальной залы в сад. Именно образ ночного сада создает ту атмосферу таинственности, что работает на художественный образ спектакля. Хочется вспомнить и балет «Щелкунчик или бал сказок» в его оформлении. В этом спектакле художник продемонстрировал возможности новых современных технологий. Воздушный занавес был сделан при помощи пеногерметика. Поэтому декорация на сцене напоминала большую снежинку, плавающую в ночном небе.

Он любил поднимать артистов над сценой

Непомнящий ценил перспективу и глубину сцены. И использовал такой прием во многих спектаклях: «Брак по-американски» Колло, «Бабий бунт» Птичкина, «Звезда Рождества» Синкина. В его сценографии много света, воздуха. Он не ограничивался плоскостью площадки, любил поднимать артистов над сценой. Балконы, мансарды, мостики, луна-скамейка становятся местом действия актеров и их персонажей.

Непомнящий Андрей Валерьевич считался ведущим театральным художником Дальневосточного региона. Его ценили за яркое образное мышление, чувство композиции, умение ставить юмор.

Аплодисменты художнику

Первые аплодисменты, зачастую, достаются как раз художнику. Занавес открывается. И зритель, если ему понравилось, начинает рукоплескать еще до начала представления. На спектаклях «Прости мои капризы», «Прелести измены», «Аристократы поневоле», «Старомодная комедия», «Звезда по имени Мона», «Галатея» и на многих других овации не смолкали несколько минут. И это только в одном театре. А сколько спектаклей, и каких поставлены в других театрах Хабаровска, края и страны. Во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Самаре, Южно-Сахалинске, Новосибирске, Белграде, Магадане. Многие спектакли получили высокую профессиональную оценку ведущих деятелей искусства и культуры России. Андрей Валерьевич был удостоен высоких наград по линии правительства, министерства культуры и СТД. Самая главная в его жизни награда – Премия Правительства России в области театрального искусства за спектакль «Золотой петушок» по Пушкину, поставленный в Хабаровском ТЮЗе. Премию творческому коллективу – режиссерам, художнику, балетмейстеру – вручали в Кремле.

Наш друг Андрюша

Его не надо было ни о чем просить.  Он всегда чувствовал и опережал просьбу, подставляя свое плечо. Человек парадоксальный, доброжелательный, с ним было весело, радостно и надежно. Как он мгновенно мог загораться от случайно брошенной идеи. И как он потухал, если ему подрезали крылья. Все сносил стойко, не теряя самоуважения. Имел блестящую память. Как в копилке хранил энциклопедические знания, в поэзии, музыке, литературе, юморе. Всегда, и самое главное, по теме и к месту, озвучивал и выдавал все обо всем. Причем никогда не был банален. Он просто был любопытен ко всему талантливому. Сидя в своем кабинете через одну дверь, звал: «Иди сюда, тебе будет интересно». И мне нравилось то, что его волновало и находило отклик в нашем общении – критическая статья, нашумевший фильм, авангардный спектакль, песни, стихи плюс его заразительный смех, язвительные замечания, философские наблюдения о жизни... Как нам тебя не хватает, наш друг Андрюша…

Материал подготовили Тамара Бабурова и Дмитрий Олейник

2199 24.02.2015

25 февраля 2014 года ушел из жизни заслуженный работник культуры, главный художник музыкального театра, умный, веселый человек Андрей Валерьевич Непомнящий. Ему исполнился только 51 год.

Он торопился жить. Не жалел себя. Спешил. Мало отдыхал. Многое сделал, но сколько бы еще смог. Он как-будто чувствовал – беречься у него нет времени. Любил и был предан душой театру, семье, сыну, своим друзьям. Но, всегда, при любых обстоятельствах оставался художником...

25 февраля 2014 года ушел из жизни заслуженный работник культуры, главный художник музыкального театра, умный, веселый человек Андрей Валерьевич Непомнящий. Ему исполнился только 51 год.

Он торопился жить. Не жалел себя. Спешил. Мало отдыхал. Многое сделал, но сколько бы еще смог. Он как-будто чувствовал – беречься у него нет времени. Любил и был предан душой театру, семье, сыну, своим друзьям. Но, всегда, при любых обстоятельствах оставался художником...

Валентина Соловых

«Мне кажется, я пела еще до своего рождения…»

Светлана ФУРСОВА

 

В августе 2007 года пришла весть о трагической кончине известной в городе артистки Валентине Соловых: она погибла в своей квартире во время пожара. Сгорела подобно звезде, которая пролетела по небосводу, рассыпав огненные искры.

Обстоятельства этой гибели до сих пор темны и не выяснены. Говорят, на следующий день из фойе театра, где актриса работала, таинственным образом исчез ее портрет.

 

Я б в строители пошла…

Заслуженная артистка России Валентина Соловых родилась и выросла в простой семье и часто вспоминала, как любила петь с мамой народные песни, протяжные, душевные. Позже в одном из интервью она признавалась: «Мне кажется, я пела еще в утробе матери. А уж когда родилась, то это занятие стало моей страстью на всю жизнь. Я свято верю в то, что голос – это от Бога! В любимом театре я имею возможность исполнить свое предназначение – дарить радость людям. Это и есть счастье для актрисы и певицы. И еще я свято верю в своего зрителя, бесконечно ему доверяю».

До поступления в театр будущая примадонна успела поработать на стройке, и это тоже был опыт, который потом ох как пригодился ей на сцене. Ведь чтобы сыграть ту или иную роль, тоже надо выстроить характер: отыскать нужную краску, выбрать оттенок, приладить к месту недостающую деталь. Так что линия жизни, какой бы извилистой и странной на первый взгляд не казалась, сама направляет нас в нужное русло.

Вокальному искусству Валентина обучалась в Дальневосточном институте искусств у прекрасного педагога Александры Гавриловны Пресняковой. По окончании института пришла в Хабаровский краевой театр музыкальной комедии, в котором работала до последних дней. Хотя сейчас, когда речь заходит о Соловых, все вспоминают Свободный театр, был такой у нас в городе, но о нем позже.

Дебютировала начинающая дива в спектакле «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха. Первый выход на сцену был как в тумане: волнение, ощущение неловкости, голос будто чужой… Хорошо что более опытные партнеры поддержали, помогли справиться с волнением.

С годами артистка выработала в себе замечательное свойство, характерное для подлинного мастерства – постоянную готовность к работе. Об этом говорят все, кто в те или иные годы работал с Валентиной. При этом неизменно отмечают и ее человеческие качества: стремление придти на помощь, подсказать, не выпячивать своего «я».

 

Играй, Адель!

Ей было дано многое. Кроме природного дара к лицедейству, работоспособности, полной отдачи себя на сцене, помимо дара с ходу включаться в тонкую театральную игру, Соловых обладала роскошным голосом, который мог передавать разнообразную амплитуду душевных переживаний, будь то Кальман, Штраус, Оффенбах или Лекок.

Глаза раненой лани, женское обаяние и ослепительная «голливудская» улыбка дополняли облик.

В спектакле «Жирофле-Жирофля» Лекока, который Юлий Гриншпун поставил в подчеркнуто условной театральной манере, Валентина Соловых играла сестер-близнецов. В этой работе сразу выявилась новая грань дарования актрисы: умение передать «жизнь человеческого духа» в той гротесковой манере, условия которой диктует музыка. Я уже не говорю о мизансценах Гриншпуна, в которых петь и танцевать приходилось то на головокружительной высоте, то на крыше движущегося тарантаса. Но актриса справлялась с этими трудностями блестяще. При этом ни на секунду не забывала, что все происходит в театре, на подмостках, а значит игра, тайна, прекрасный и великий «нас возвышающий обман»!

Ощущение театральной игры было присуще и ее Адели в штраусовской «Летучей мыши». Постановщик спектакля Александр Кордунер интуитивно уловил в Соловых это умение выражать внутреннее состояние героини музыкальными и голосовыми средствами.

Играть опереточных героинь бывает непросто потому что трудно поверить в серьезность сюжетных перипетий, в подлинность чувств персонажей. Однако когда исполнителю удается вложить в создание примитивно написанного образа весь свой творческий и человеческий опыт, на сцене рождается подлинная человеческая судьба. Так произошло у Соловых с ролями Одетты в спектакле «Баядера», Софьи в «Свадьбе в Малиновке» Бориса Александрова.

В очерке «Музыка театра» корреспондент Н. Гурина писала: «Софья в «Свадьбе в Малиновке» – характер народный, вобравший в себя стойкость нравственных убеждений, мягкий лиризм, щедрость мудрого материнского сердца. Актриса чутко услышала боль нерастраченных чувств еще молодой женщины, потерявшей в войне мужа, ее тревогу за судьбу дочери и готовность к жертвенности во имя счастья молодых».

Прямая противоположность Софье – мадам Пендрик в спектакле Юлия Гриншпуна «Женихи». «Этот образ – писала рецензент, – существенное дополнение к режиссерскому осмыслению темы нэповских лет, выбросивших на поверхность жизни людей, лишенных стабильности своего существования».

Любопытная деталь. Появление в спектакле портнихи мадам Пендрик несколько раз предваряла реплика Аграфены: «Ну, и где эта с…а Пендрик?!», которую народная артистка России Зеля Гримм–Кислицина (Аграфена) произносила в свойственной ей неподражаемой манере. Понятно, что зритель, «подготовленный» таким образом, ожидал увидеть необъятных размеров тетку, запаренную, вечно опаздывающую, вконец задерганную своими капризными клиентками. Вместо этого на сцену выпархивала элегантная, стройная, изящно одетая вот именно мадам, рассыпчатый польский акцент которой придавал ей своеобразный шарм и очарование. Как она суетилась вокруг новоявленной невесты в надежде урвать свой кусок, как щебетала и порхала!

Несмотря на то, что роль мадам Пендрик была лишь намечена режиссером несколькими лаконичными и выразительными штрихами, эпизод в спектакле запоминался законченностью и точностью исполнения. Ну и, разумеется, кураж, азарт, свойственные актрисе, словно подтверждение известного постулата Станиславского «Нет маленьких ролей…».

Когда в театре праздновали бенефис Валентины Соловых (кажется, тогда и родилось это определение – «примадонна»), мужчины театра, партнеры и коллеги, не скупились на комплименты, о чем свидетельствует запись, сохранившаяся в архиве: импровизированный букет, состоявший из эпитетов «обворожительная», «удивительная», «первая», «жемчужина хабаровской сцены». Молодые актеры в лице совсем юного тогда Владлена Павленко едва не стихами изъяснялись: «Мы – шлейф вашей мантии».

Кстати, Валентина пользовалась большим успехом у сильной половины человечества, среди них у нее было много поклонников.

Александр Сергеев: «Я покорен ею как партнер, не знаю другой певицы с таким диапазоном, такими блестящими верхами. Крепкое лирическое сопрано – она может петь все».

Владимир Жибоедов: «Я сам вокалист и понимаю насколько уникальным тембром обладает актриса. Творчество начинается тогда, когда ты, продолжая существовать в заданных режиссером рамках, уже стремишься перешагнуть их, попробовать что-то свое, одним словом, «присвоить» роль. И когда рядом с тобой кто-то не просто проговаривает текст, а чувствует партнера и идет за ним, ты понимаешь, что это лучшие минуты на сцене, твои усилия словно возводятся в квадрат, и начинается жизнь, полет, творчество!».

Юрий Тихонов:«Валентина не только прекрасная артистка, но и очаровательная женщина. Я никогда не слышал от нее отрицательного высказывания в адрес коллег, она обладает врожденным благородством, всегда подбадривает и стремится помочь всем, кто в этом нуждается».

 

Человеческий голос

Пик расцвета таланта артистки Валентины Соловых и ее успех пришлись на 90-е годы. Это и встреча с режиссером Юлием Гриншпуном, и наиболее яркие роли и спектакли в театре. Это концерты классической музыки, где Соловых совместно с Дальневосточным симфоническим оркестром исполняла романсы Рахманинова и Свиридова. Событием стала моноопера Пуленка «Человеческий голос», телевизионная версия которой была осуществлена режиссером Лидией Славутской – проект в каком-то смысле беспрецедентный.

Благодаря руководителю литературного отдела краевого музыкального театра Тамаре Бабуровой, сохранилась запись передачи из цикла «Театральная гостиная», в которой Валентина Соловых делилась впечатлениями о работе над оперой:

Валентина Соловых: «Вот уже 13 лет я знакома с этим произведением. Поначалу мне показалось оно чрезвычайно трудным, ритмически, интонационно. Я думала, что никогда не смогу это спеть, а показать телевизионному зрителю и не мечтала. Но самостоятельно я продолжала работать над оперой. И только спустя пять лет осмелилась показать первый результат на сцене  Дома актера. На успех не надеялась, но резонанс оказался положительный. Прошло еще несколько лет, и я спела оперу с симфоническим оркестром. И только сейчас мне удалось воплотить этот проект целиком в телевизионном фильме».

Для многих вокалисток исполнение оперы Пуленка недостижимая мечта. Соловых выпала счастливая возможность наполнить ее своим дыханием, облечь в живой и трепетный образ любящей женщины. Как заметил во время работы над телевизионным спектаклем ведущий телеоператор Хабаровской студии телевидения Александр Пышнев, он чувствовал себя «передним краем, через который чувства и переживания героини передавались зрителям».

Думаю, что приступая в 1928 году к сочинению монодрамы «Человеческий голос» для актрисы «Комеди Франсез» Берты Бови, известный французский драматург Жан Кокто вряд ли предполагал, что спустя 30 лет его друг композитор Франсис Пуленк напишет на этот сюжет музыку в честь любимой оперной певицы Денизы Дюваль.

Он удивился бы еще больше, если бы знал, что по прошествии еще нескольких десятков лет три женщины из России возьмутся за воплощение его идеи на телевизионном экране в далеком Хабаровске.

– Спектакль пришлось сочинять заново, – говорит главный режиссер Хабаровской студии телевидения Лидия Славутская, – искать язык, на который можно переложить оперу, чтобы происходящее не выглядело статичным, сочинять мизансцены, искать форму и пластический образ будущего произведения. Отсюда появилась мысль ввести в спектакль стихи Максимилиана Волошина, которые за кадром читал народный артист России Лев Ткачев. Визуальный ряд, вошедший в экспозицию: море, капли дождя на стекле, крупные планы лица героини – тоже как бы раздвигал рамки телевизионного экрана. Оператор Саша Пышнев, тонкий человек, даже разработал цветовую партитуру (это в условиях нашей тогдашней нищеты!), ведь любящий видит мир в волшебном радужном свете.

По словам Лидии Яковлевны, идея создания проекта возникла благодаря продюсеру Валентины Соловых – Оксане Софийской. Именно она взяла на себя всю организационную часть работы. Что касается пьесы, то она была хорошо знакома Славутской, ей даже довелось работать над ней на телевидении. Но одно дело драматический спектакль, для оперы же необходимы фонограмма, либретто, партитура.

В телевизионном проекте принимал участие дирижер Виталий Каракуз. Чтобы воплотить написанную для симфонического оркестра оперу для малого состава, он привлек к работе первые голоса театра музкомедии, музыкантов симфонического оркестра, а также камерный ансамбль «Глория». Участвовали также оператор Александр Пышнев, художник Светлана Литвищенко, звукорежиссер Виктор Першин, которые под руководством Лидии Славутской воссоздали на телевизионном экране эту необычайно красивую и печальную историю любви.

Когда картина была закончена, копию ее отправили в Москву, а оттуда на международный фестиваль музыкальных телефильмов, который проходил в Праге. Режиссер Лидия Славутская получила официальное приглашение принять участие в этом мероприятии. Нашлись люди, которые профинансировали и поездку на фестиваль Валентины Соловых и ее продюсера Оксаны Софийской, так что хабаровчане представляли там мощную группу.

Как вспоминает Лидия Яковлевна, в фестивале принимали участие 64 страны. Хабаровский спектакль – единственный из всех, отвечающий требованиям телевизионного спектакля. Но технически все было ниже всякой критики, сетует Славутская, слишком несовершенно в то время была оснащена студия, поэтому призового места хабаровчане не получили. Но Валентину узнавали на улице, она блистала, пела, как птица, могла исполнить арию для совсем незнакомых людей – непосредственная как ребенок, который не торопился взрослеть.

В биографии каждого актера есть тема, которую он исповедует всю свою творческую жизнь. У Валентины Соловых такой темой можно назвать гимн любви. Любви, то искрящейся радостью, то полной пронзительных контрастов – от надежды, возносящей на вершину блаженства до самого черного отчаяния и одиночества.

Может потому, что оба произведения (пьеса и опера) посвящены женщинам, опера «Человеческий голос» получилась чувственной и пронзительной, требующей от исполнительницы не только недюжинных вокальных данных и драматического таланта, но и немалого жизненного опыта.

Дальневосточный поэт Лада Магистрова: «В наше лукавое время, когда нас кормят суррогатом, это было как причащение. Я ощущала, что эта женщина с мятущейся душой – моя сестра, я сама. Душа, сопряженная с судьбой героини, переживала соучастие, и это чувство подарило мне искусство! Я едва дождалась рассвета. Мне хотелось прибежать обнять всех тех людей, которые это сотворили. Я была счастлива и горда, что это родилось здесь у нас».

В спектакле «Человеческий голос» произошло то счастливое и гармоничное единство голоса, чистоты интонации и драматических возможностей, дающие актрисе право выступать в разнообразных музыкальных жанрах от оперетты, вокальных циклов до оперы.

 

Свободный полет, или Парение над бездной

Актерская судьба непредсказуема. Фортуна, которая еще вчера благоволила к тебе, вдруг может отвернуться без всякой видимой причины и не спешить менять положения. А время уходит, уходят силы, скудеют возможности, и ты понимаешь, что какие-то роли ты уже не сыграешь никогда. Причем, чем ярче взлет, чем неординарнее творческая личность, тем печальней финал, словно плата за успех, за взлет. Так жизнь распределяет все поровну, уравновешивая хорошее и плохое. А чтоб не заносились, не мнили о себе невесть что!

В этом контексте судьба нашей примадонны столь же типична, сколь исключительна.

В театре вспоминают, что Соловых всегда работала на износ, с предельной отдачей, не смотря на болезни, усталость, переутомление. Именно в работе она наиболее полно выражала себя, и это, судя по всему, приносило ей настоящее счастье. Рассказывают, что после спектакля, скрывшись у себя в гримерной, артистка выглядела так, словно не на сцене блистала в течении двух часов, а проработала несколько суток где-нибудь в шахте: распаренное лицо, тяжелое дыхание.

Какая там примадонна – мастеровой!

Партнер и однокурсник Валентины Александр Сергеев, тоже рано ушедший из жизни, однажды заметил: «Творческая судьба Соловых могла бы сложиться удачливее и интереснее, если бы она выбрала другой театр, расположенный хотя бы за Уральским хребтом».

Действительно, понятие звезды, кроме исключительных данных и яркой индивидуальности, включает в себя и потребность наиболее полной их реализации. Может, действительно рамки города, хотя бы и краевого центра, не давали артистке возможности выхода на более широкий уровень. Говорили, что с ее голосом ей бы в опере петь. Но чтобы петь в опере, надо было учиться дальше, ехать поступать в консерваторию, серьезно работать. А у нее уже семья, дочь, заботы… Талант, не получая дальнейшего развития, не имея возможности реализовать себя, в конце концов начинает уничтожать самого художника, сжигая его дотла.

«Бог дал мне голос», – говорила Валентина на заре своей стремительной карьеры. Но Бог дал, а человек либо не оценил дара, либо не сумел распорядиться им разумно, ведь нам всегда кажется, что главное у нас впереди. Вот судьба и отомстила, с ней игры опасны, ничего не пропустит, а уж если взлетел куда повыше, тем более: «Вот тебе за твою любовь!».

За любовь – особенно.

Как бы то ни было, на смену взлету постепенно приходило чувство опустошенности. И вот уже голос не так звучит, и партнеры не падают ниц перед талантом, и даже слово «примадонна» в их устах приобретает иронический (или это только казалось?) оттенок. Только зрители по-прежнему продолжали встречать появление артистки аплодисментами. Но былая звездность меркла, позолота осыпалась. И  никого не интересовало, что совсем недавно, вчера, ее появление сопровождали успех, овации. В театре важно лишь то, что происходит сегодня и сейчас.

… Она еще выходила на сцену театра музыкальной комедии в том или другом спектакле, но уже реже, потом совсем редко. Хотя числилась в театре. После 2000 года почти целиком ушла в Свободный театр, который был создан на антрепризной основе и в котором специально для нее ставились музыкальные и драматические спектакли. «Клеопатра», «Призрак оперы», «Аида» – эти названия мелькали на афишах, привлекая зрителей, но, думаю, для артистки, которая вкусила и настоящий успех, и настоящую работу, Свободный был все же имитацией театра, свободное падение, прыжок в никуда. Хотя справедливости ради надо сказать, что работа в этом небольшом частном театре помогла продлить жизнь Валентины на несколько лет.

«Сцена – это увеличительное стекло, которое высвечивает не только талант, но и характер актера, – сказала в одном из интервью Валентина Соловых. –  На сцене эгоисты, кичась перед партнерами, выделяют себя, забывая об окружающих, скупые не расходуют лишние эмоции, а щедрые отдают свою энергию «на полную катушку».

Пророческие слова. Без преувеличения можно сказать, что свой дар она растратила без остатка, поставив точку в судьбе августовским вечером 2007 года.

 

Спектакли и роли Валентины Соловых:

Ф.Легар «Веселая вдова» – Ганна Главари

Ш. Лекок – «Жирофле- Жирофля» – Жирофле, Жирофля

И. Кальман «Баядера» – Одетта

И. Кальман «Принцесса цирка» – Теодора Вердье

И. Кальман «Марица» – Марица

Ф. Легар «Цыганская любовь» – Зорика

Ж. Оффенбах «Герцогиня Герольштейнская – Ванда

Ж. Оффенбах «Мадам Фавар» – Жюстина

И. Штраус «Цыганский барон» – Саффи

И. Штраус «Венские встречи» – Эмми

Б. Александров «Свадьба в Малиновке» – Софья

И. Дунаевский «Женихи» – мадам Пендрик

М. Самойлов «Дон Жуан в Севилье» – Донья Анна

В. Плешак «Мужчина на выданье» – Белугина

Статья опубликована в журнале «Страстной бульвар, 10» (Москва) в № 7-167/ 2014

2677

«Мне кажется, я пела еще до своего рождения…»

Светлана ФУРСОВА

 

В августе 2007 года пришла весть о трагической кончине известной в городе артистки Валентине Соловых: она погибла в своей квартире во время пожара. Сгорела подобно звезде, которая пролетела по небосводу, рассыпав огненные искры.

Обстоятельства этой гибели до сих пор темны и не выяснены. Говорят, на следующий день из фойе театра, где актриса работала, таинственным образом исчез ее портрет.

Он был аристократом на сцене

Константин Степанович Аркадьев

1929-1999

Константин Степанович начинал свою деятельность во Владивостоке, окончив театральную студию при драматическом театре. Имея хорошую драматическую школу, много лет работал на радио. Слушатели любили его красивый мужской голос. Он прекрасно владел словом, хорошо знал поэзию, музыку. Артист долго искал свой театр – это ведь, как судьба. В начале были Алма-Ата, Вильнюс, Красноярск, Кемерово, Иркутск и, наконец, 1978 году, Хабаровск. Поищите сегодня в любом театре «фрачного» артиста — раз – два и обчелся. Константин Аркадьев был аристократом на сцене. Выигрышная внешность, благородная седая голова. Вальяжный, импозантный артист был лицом романтического театра оперетты.

Из разговора театральных старейшин:

- И вот что характерно, после войны в 50-е годы в нашем театре было много красивых, высоких, породистых артистов. Притом, что мы плохо питались, кое-как одевались, и уж если шли по улице навстречу толпе, то выделялись однозначно.

Вот так и артист Аркадьев в 80-е годы приковывал внимание, на него оглядывались. Он был по-мужски красив, с иголочки одет: туфли, пальто, шарф – все вместе – шик и блеск. Он всегда был «фрачным» героем: любой костюм, а тем более фрак сидел на нем идеально. «Когда на тебе хороший фрак, - говорил Константин Степанович, - ты чувствуешь себя уверенно и комфортно. Все остальное приложиться».

В историю театра вошли спектакли с его участием: «Цыган-премьер» И. Кальмана – Скрипач, «Сильва» И. Кальмана - Ферри, «Доходное место» В. Илюшина – Дядюшка, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу – Пикеринг.

Была в его актерском багаже судьбоносная роль в спектакле «Человек из Ламанчи» М. Ли. У артиста было все, чтобы сыграть наивного Дон Кихота в американском мюзикле – чудака и большого ребенка. Эту работу высоко оценили в Москве, когда в 80-е годы театр из Хабаровска принимал участие в культурной акции в связи с летней Олимпиадой в столице.

Он пришел в хабаровский театр уже в зрелом возрасте, но вопреки годам, артисту удавалось сохранить свойственную молодым непосредственность, эмоциональную реакцию на происходящее. Он и жил по-театральному: жена молодая талантливая артистка – Татьяна Захарченко, поздняя радость – дочь. Как бы он порадовался за ее судьбу. Сегодня Настя без пяти минут магистр, в совершенстве знает язык и культуру Франции и совсем скоро завершает серьезное, многолетнее образование в этой стране. Основу в воспитании и образовании заложил он – любимый папа.

Благодаря дочери у него открылся еще один талант: он обожал сказки. Столько их переиграл! А со временем стал их ставить очень талантливо. Долгожителями были именно его сказки: «Приключения мульти-пульти», «Чудище из телевизора», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Кот Леопольд». Работая над спектаклями для детей, вошел во вкус – он пробует и пробует себя в режиссуре.

Много лет не уходили из репертуара спектакли в постановке Аркадьева: «Бал в Савойе», «Быть женщиной – это прекрасно». А какой был озорной, веселый и добрый спектакль «Любовь всегда загадка»! Какой дивный актерский ансамбль сложился в нем: Станислав Боридко, Валерий Хозяйчев, Татьяна Захарченко, Влад Павленко, Наталья Мысливчик. Те, кто видел этот спектакль, согласятся со мной: публика смотрела его по нескольку раз, смеялась и отдыхала всей душой.

А в оперетте «Цыганская любовь» Ф. Легара именно Константин Аркадьев открыл начинающего тогда артиста Влада Павленко, дав ему главную роль в этом спектакле. А Влад, в свою очередь, всегда считал его своим учителем и наставником.

Константин Степанович имел за плечами огромный театральный опыт, обладал прозорливым умом, лидерскими качествами. Ему прощали и взрывной характер, и своеобразный эгоцентризм. Он мог внезапно мрачнеть, срываться, говорить в лицо нелицеприятные вещи, но через минуту светлел лицом, начинал шутить и вести себя как провинившийся пацан. Близкие люди и друзья звали его Котя. У него была нежная душа и ранимость, а от кота – защитная реакция иногда выпускать когти.

Когда он ушел из жизни, ему было не полных 70… Расцвет мудрости, зрелости, опыта. Он многое сделал и для театра, и для своей семьи, и для своих друзей-артистов, а сколько бы мог еще…

Тамара Бабурова

2280

Константин Степанович Аркадьев

1929-1999

16 мая, 16 лет назад мы прощались с корифеем хабаровского театра К.С. Аркадьевым. За 20 лет в театре он оставил о себе хорошую память. Сам артист, он обожал артистов. Именно в те моменты, когда у них было не все благополучно в творчестве, когда кто-то из них находился в простое, он подставлял свое плечо и приглашал в свои спектакли…

Константин Степанович Аркадьев

1929-1999

16 мая, 16 лет назад мы прощались с корифеем хабаровского театра К.С. Аркадьевым. За 20 лет в театре он оставил о себе хорошую память. Сам артист, он обожал артистов. Именно в те моменты, когда у них было не все благополучно в творчестве, когда кто-то из них находился в простое, он подставлял свое плечо и приглашал в свои спектакли…

Светлый талант

Мысливчик Наталья Александровна

годы жизни 1956 - 2013

Когда сегодня смотришь спектакли «Ханума», «Бабий бунт», «Аристократы поневоле» ловишь себя на мысли, что не хватает на сцене Натальи Мысливчик. Домовитой и рассудительной Текле, артистичной Беттины, озорной Дуняшки, гротесковой Насти. Спектакли идут, а ее уже нет.

В 1979 году она пришла в театр артисткой хора. А в 1991 году была переведена в актерский цех. Типичная судьба в музыкальном театре, если есть способности. Наталья Мысливчик легко прошла путь из хора в персонаж. Успешно сыграв обворожительную Иоланту в оперетте Ф. Легара «Цыганская любовь», завоевала признание партнеров по сцене навсегда. У нее был сильный голос, редкой красоты звучания, полетности, чувственности. Поэтому сложную партию Анины в опере Дж. Травиата доверили ей. На фестивале «Звезды дальневосточной сцены-1995» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» была отмечена Наталья Мысливчик.

Как правило, она играла героинь светлых, одухотворенных, радостных. Чувство полета, распахнутости перед жизнью, естественность, пластичность – все это было свойственно и самой Наташе. Ее любимые спектакли: «Стакан воды», «О бедном гусаре замолвите слово», «Любовь всегда загадка», «Черевички для любимой», «Самолет Вани Чонкина». А с каким теплом, изяществом, детской непосредственностью она играла сказки, будто для них была создана. Маленькая, всегда юная, обаятельная, ее по праву называли лучшей Золушкой, Белоснежкой, Красной шапочкой. Она умела дружить, любить, творчески много работать. Когда у нее получалось, буквально скакала на одной ножки от радости.

Нам дорога память о тебе. Мы всегда будем помнить твою улыбку, щемящую нежность трепетной артистки и хорошего человека.

2272
 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх