Поколение 30-летних играет и побеждает в «Чайке» Антона Чехова

Поколение 30-летних играет и побеждает в «Чайке» Антона Чехова

Музыка Александра Журбина, либретто и стихи Вадима Жука.

 

Антон Павлович Чехов на заре своей творческой деятельности был очень веселым человеком!

Он рисовал шаржи, писал стишки и юмористические зарисовки, шутки, водевили… Правда это все случилось с ним после того, как великая актриса Ермолова отвергла посланную гимназистом Антошей пьесу, ставшую самой загадочной пьесой столетия. Великая даже не ответила. Вот тут-то он и принялся шутить, да и деньги зарабатывать пора пришла…

Его талант проявился быстро, границы творчества раздвигались с каждым новым произведением, захватывая все новые стороны и явления действительности. Начав оттачивать перо на коротеньких, но скрупулезных зарисовках характеров, типов и типажей, юный писатель «всего-то за два десятилетия» творческой жизни превратился из Антоши Чехонте и Человека без селезенки в известного, талантливого беллетриста Антона Павловича Чехова. И, по утверждению различных исследователей творчества, одним из предвестников, если не зачинателей, драматургии театра абсурда.

Расцвет его творчества как драматурга состоялся – плюс-минус – между тридцатью и сорока годами. Именно в этом возрасте им написаны пьесы, принесшие мировую славу.

К слову сказать, именно тридцатилетние молодые люди первыми принесли настоящую славу пьесе «Чайка». В 1898 – в год постановки в МХТ, Константину Станиславскому исполнилось 35, Антону Чехову 38, Ольге Книппер (тогда еще не Чеховой), сыгравшей Аркадину, 30. Одним из самых престарелых оказался Владимир Немирович-Данченко – ему на день премьеры шесть дней как уже стукнуло 40.

И, так уж сложилось, – в Хабаровском Музыкальном над неиссякаемой чеховской «Чайкой» работают тридцатилетние. В основном.

Безусловно, без прославленных и заслуженных артистов и постановщиков спектакль состояться не сможет, но идея постановки в том виде, в котором она предстанет перед несколько обескураженным зрителем, принадлежит именно им – тридцатилетним! Это: режиссеры Сергей Листопадов и Дарья Пантелеева, хореограф Ольга Павленко, ассистент режиссера Сергей Буков, музыкальный руководитель постановки Руслан Антипинский, хормейстер Александра Степаненко. И примкнувшие к ним – те, кто на энное количество лет старше: сценограф Андрей Тен, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, дирижер Виталий Каракуз.

Именно эта постановочная команда сотворит из чеховского текста мюзикл, материал для которого предоставлен композитором Александром Журбиным и либреттистом Вадимом Жуком.

За сто двадцать два года чего только не выдерживал чеховский текст, какие только эксперименты над собой и героями его населяющими. Но ничего – каждый раз как новенький. Вот и трактовку себя, как мюзикла, выдерживает с честью, достоинством и истинным комедийным даром! Сомневаетесь? Но почему?

Потому что при слове «Чайка» память выдает невесть откуда взявшееся классическое придыхание, рожденное пиететом, уважением и отношением к этому тексту, как к тексту на школьных котурнах? Потому что какая же это комедия, когда это драма! И всегда ею была, а Чехов постебался над всеми – читателями, постановщиками и зрителями назвав ее комедией? Потому что – ну, ладно, пусть мюзикл.  Но тогда это наверняка музыка чеховского времени: песни, романсы, арии на стихи… А стихи в нашей «Чайке» от Вадима Жука. И музыка современная – Александра Журбина.

И решение самого спектакля – современная интерпретация классической (!) чеховской темы современного искусства: искусства актуального здесь, сейчас, именно в данный конкретный исторический момент, когда история, написанная автором, слышится и видится именно так, как это увидели и услышали наши тридцатилетние постановщики. С их сегодняшним нервом, амбициями, фантазийностью, отношением к искусству, любовью к обнаженному театральному нутру и натуре, с их чувством юмора.

Да, на сцене Хабаровского Музыкального неизбежно столкновение, свидетелями которого вам повезет стать. Столкновения между тем, что принято считать классическим, традиционным, «правильным» театром и театром экспериментальным, современным. Адепты и того, и другого встретятся как на сцене, так и в зрительном зале. Безусловно, в театральном гардеробе без скелетов, пяти пудов любви и ярких костюмов при данной интерпретации обойтись невозможно.

Но, что ж – пусть победит сильнейший: тот, кто убедит в своей правоте.

Приходите на наш бой… Извините, спектакль-схватку «Чайка» 23 и 24 ноября и примите непосредственное участие – выбор победителя за вами!

Оксана Хрипун,

руководитель литературно-драматургической части

Хабаровского Краевого Музыкального театра

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх