Евгения Коврижных, блогер: Готов ли зритель нырять в многослойность?

Евгения Коврижных, блогер: Готов ли зритель нырять в многослойность?

"Ответьте мне на вопрос, это искусство?", - так началось горячее обсуждение спектакля "Чайка" по пьесе Чехова А.П. поставленного в Краевом Хабаровском музыкальном театре режиссёрами С.Листопадовым и Д.Пантелеевой

Готов ли зритель нырять в многослойность? Распечатывать символизмы? Мыслить шире? Задавать себе вопросы после увиденного, из серии как я вообще живу? Кто я такой? Не бояться покинуть границы тёплого излюбленного болотца и пойти дальше?

На обсуждении спектакля звучало много устоявшихся формулировок о том, что же такое театр: "Вы убиваете театр! Театр - это возможность нарядиться в лучшие костюмы и приятно провести вечер", "Мы просидели два действия в каком-то подвале с ящиками", "Театр несёт красоту, красивые декорации и костюмы, а смотреть на ваш балаган мне было стыдно!” Где дух Хабаровского театра? Где граф Муравьёв-Амурский?” и даже артисты подтверждали, что не всегда вдохновлены поставленной историей: "работа есть работа".

Так чем же все-таки ломалось стереотипное мышление Хабаровского театра, которому как нам известно, уже более 90 лет.

Занавес, скелет белой чайки спущен на уровень глаз, смотри! Думай!

 О чем это? Почему? Символ того, что весь старый театр мертв?

Зрителя погружают в символизмы ещё на этом этапе сценограф спектакля Тен А.М.

Мы тысячу раз уже видели все эти классические постановки, знакомые реплики, костюмы Чеховского периода, на программке спектакля лучшие фразы 19 века о том, что это такое - настоящий Чехов.

А что если мир не устоявшаяся форма? Что если театр — это живой организм?

Сцена. Кругом ящики, поименованные репертуарной программой театра. Именно в таких и странствуют шикарные костюмы театральной труппы. Эти ящики будут весь спектакль перетаскиваться с места на места. Одна из зрительниц в обсуждении скажет:” Что вы так загоняли наших любимых артистов, они же не рабочие в конце концов”.

Ящики как символ старого театра?

Артисты в ярких костюмах, с элементами в виде дополнительных рук и ног, выполненных из темных преимущественно коричневых оттенков блестящей ткани художником по костюмам Н.Сыздыковой.

Кто это?

Они танцуют и поют, дополняя сюжетную линию неким абсурдом, если не вдаваться в анализ.

А что если это наши тараканы?

Тогда сюжет начинается закручиваться, мы читаем символы дальше.

Актеры перемещают по сцене скелеты, танцуют и наряжают их в костюмы. Скелеты прячутся в тех самых ящиках. Скелеты в шкафу?

В одной из сцен, актер Н.Туранов в образе Треплева кидает к ногам юной и прекрасной Заречной (актриса Н.Бобовская) убитую им чайку. В этом спектакле все неправильно влюблены, то есть не в того, с кем до старости. У каждого своя порванная в клочки любовь и все несчастны по-своему. Чайка, застреленная Константином, становится символом несбывшихся мечт и каждый чувствует себя такой, мятущейся над волнами судьбы чайкой. А потом от живой чайки остаётся чучело. Так же и от любви всех героев остается жалкое подобие. Но все согласны жить в этом иллюзорном мире, кроме Треплева, ему такая мертвая жизнь не нужна. Нина Заречная, великолепно вылепленная актрисой Бобовской хотела взлететь на крыльях любви, но жизнь обломала и бросила на землю. Как легок был ее образ вначале, она бегала по сцене с сияющими глазами, образ лучика света, чего-то доброго и настоящего. В конце спектакля она была инфицирована общей картиной, завела себе тараканов и скелеты в шкафу. Она стала образом чайки, точнее его чучела, застреленного над озером. Атмосфера Чеховской меланхолии передана на 100%.

И как оглушителен конечный выстрел, хоть ты сотни раз перечитывал сюжет, въедаясь в давно знакомые образы. Этот шум оглушает и давно стал собственным страшным символом, что мучает в кошмарах.

Сын застрелился.

Действие окончено.  

К слову сказать, о персонаже самого Треплева (актёр Н.Туранов), он много пишет, считая современный театр предрассудком ищет новые формы театрального действа.

То есть сам Чехов высмеивал покрытые пылью театральные формы.

Вчера для меня случился театр Музыкальной комедии*.

Его формы были для меня всегда слишком поверхностными, как розовощекий младенец. Они вроде всем нравятся, но давайте говорить о содержании.

Я хожу в театр за вопросами. Часто они остаются открытыми, часто приносят боль. Но что есть жизнь? Что если, я скажу вам, что все для нашего роста? Готовы ли вы нырять в глубину?

Позволю себе процитировать А.В.Шавгарову ”Люди любите театр, ходите в театр” и от себя добавлю - за вопросами.

 

*Автор смотрела спектакль 24 ноября.

Источник: https://www.instagram.com/p/BqlglWQlUsK/?fbclid=IwAR0WfPgGHsQ80rcJYy9Vho...

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх