К 80-летию театра. Историческая хроника

     1926 год. В Хабаровске родился первый в России театр музыкальной комедии -  «Пролетарский коллектив комической оперы».

     Из протокола заседания коллегии Далькрайоно об организации театрального дела в крае от 6 июля 1926 года.

     «Слушали Н. Н. Туманова.

     Постановили: Принять ориентировочный театральный план и сметные предложения дальполитпросвета на сезон 1926-1927 гг., разработанный  согласно постановлению крайисполкома от 18 мая, объединяющий четыре города ДВК под руководством Далькрайоно в целях наиболее рационального руководства».

     Первый спектакль - оперетта И. Кальмана «Сильва», премьера - октябрь 1926 год. Режиссер и балетмейстер - Б. А. Серов, который приехал на Дальний Восток на гастроли с Государственным Академическим балетом. В главных ролях выступили: К. И. Христофорова (Сильва), Ж. Навицкий (Эдвин), Е. Н. Грановская (Стаси), П. Половцев (Бони). Дирижировал П. Е. Казанцев.

     На афишах города того времени можно было прочесть объявление:

     «Октябрь 1926 года. Гор. театр. Четверг, 14 - «Сильва». Открыта продажа сезонных билетов».
 

     1928 год. Театральный сезон открылся 7 ноября в новом здании (ныне там находится концертный зал). В репертуаре театра -  классические оперетты «Голубая мазурка», «Фраскита», «Танец стрекоз», «Марица», «Баядера» и первая советская оперетта «Женихи». Жили тесно, но интересно и дружно, работали с тем азартом, на который способны одержимые люди. А состав был действительно «звездный» и «звездами» пополнялся: Б. Д. Растинин, Н. И. Урванцев, Н. Л. Энбе, Г. И. Доре, Н. Д. Молчанов, Н. П. Нальский, А. В. Грибкова, Н. В. Рекова, Н. Е. Валин, Д. Д. Пекарский, С. Г. Моргулис, А. П. Горич, О. П. Гробовская, Д. Г. Митин, Г. Н. Епифанова, И. К. Ипатов, Л. Н. Ицков, Н. И. Симонова, И. Ю. Войнаровский, М. И. Верезов, В. А. Гримм, З. П. Гримм-Кислицина и многие другие.
 

     1933 год. На основании постановления президиума Дальневосточного краевого исполнительного комитета № 1249 от 17 ноября Хабаровский городской музыкальный театр переименован в Хабаровский краевой театр музыкальной комедии и теперь подчиняется концертно-эстрадному бюро краевого управления театрально-зрелищными предприятиями.
 

     30-е годы. В поисках содержательного, музыкального материала театр осуществляет постановку оперы «Разлом» В. Фемелиди, по известной пьесе Б. Лавренева. Классические оперы: «Паяцы» Р. Леонковало и «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини. В этом же году балетная труппа театра, под руководством балетмейстера Леонида Романовича Леонидова, показала свою самостоятельную работу балет Р. Глиэра «Красный мак». Творческий метод того времени связан с именем режиссера Дмитрия Фаустовича Джусто. Он тяготел к специально-острой, условно-театральной форме и создал оригинальное пластическое решение спектаклям. «Сорванец» В. Колло, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Сирокко» В. Половинкина.
 

     1942 год. Из состава театра организована группа для обслуживания армии. А в августе 1945 года, в боевой обстановке, двигаясь вместе с наступающими частями по Манчжурии, артисты дают спектакли и концерты прямо на привале. Приказом военного совета Дальневосточного фронта, за образцовое обслуживание фронтовых дальневосточных частей армии, артисты были награждены орденами и медалями.
 

     1946 год. Первая зарубежная поездка в Китай, театр показал свои спектакли зрителям Харбина, Чанчуне и Венемяу.
 

     1947 год. Один из самых ярких послевоенных спектаклей - «Голубой гусар», режиссер М. И. Верезов. Вместе с «Табачным капитаном», «Свадьбой в Малиновке», «Вольным ветром» театром освоен новый жанр - героико-романтический спектакль.
 

     50-е годы. Театр снова выходит за пределы опереточного жанра и ставит балет «Бахчисарайский фонтан». В главных ролях: И. Войнаровский, О. Грабовская. Осуществляется постановка оперы «Паяцы» и балет «Арлекинада».
 

     60-е годы. Продолжает развиваться традиция сотрудничества с местными авторами, среди которых В. Шульжик, Ю. Владимиров, Г. Фере, О. Гроховский, И. Ипатов, С. Томбак, Э. Казачков, В. Соболевский и освоение темы Хабаровского края в спектаклях «У нас на Дальнем Востоке» и «Амурские зори» и т.д.
 

     1975 год. В рамках культурного сотрудничества заключен договор с Венгерским телевидением для создания телевизионного фильма о хабаровском театре. Сценарий написал популярный венгерский артист оперетты Роберт Ратани, он же ведущий фильма. Режиссером стал Андраш Кальмар, а продюсером - Анрэ Флоршан.

     Как и в предыдущие годы в театре звездный состав труппы
 

     1976 год. В канун своего пятидесятилетия Хабаровский краевой театр музыкальной комедии с успехом гастролирует в Ленинграде. Ленинградская пресса отмечает, прежде всего, свежесть и исповедальность гастрольных спектаклей «Звездный час», «Дарю тебе любовь», «Бабий бунт», «Русская потеха», «Веселая война» (главный режиссер Е. Туговиков). Дома театр получает новое прекрасное здание, построенное по проекту архитектора М. А. Шейнфейна, выполненное Московским проектным институтом им. Б. Мезенцева.

     Издана книга о театре «Подари людям радость», при участии Л. М. Малиновской, В. А. Шульжика, Б. В. Федоровского, Н. А. Головко, Н. Х. Чапарова.
 

     1980 год. Высокий профессиональный уровень позволяет коллективу стать участником культурной программы Олимпийских игр в г. Москве.
 

     1981 - 1989 годы, 1994 - 1999 годы. Театр возглавляет талантливый режиссер Юлий Изакинович Гриншпун. Заслуженный деятель искусств РФ Юлий Гриншпун был не просто хорошим режиссером и педагогом - он был идеологом театра. Видел цель, умел и имел право формировать музыкальный театр, как явление культурной и общественной жизни не только города, но и страны. Впервые получили сценическую жизнь незабываемые спектакли: «Камелот», «Доходное место», «Играем Зощенко», «Любовь и разлука», «Ерофей Хабаров», «Любви все рыцари покорны», «И я была девушкой юной». По-новому прозвучали редко-идущие классические оперетты «Герцогиня Герольштейнская», «Жюстина Фавар», «Парижская жизнь», «Жирофле-Жирофля», «Женихи», «Восемнадцать лет», «Моя прекрасная леди».
 

     1986 год. Гастрольное  турне:  Москва, Ленинград, города Прибалтики. О триумфе Хабаровской оперетты пишет вся центральная пресса России. В журналах «Театральная жизнь», «Театр», «Музыкальная жизнь» публикуются материалы ведущих критиков Москвы. Театр награждается почетными грамотами ЦК КПСС, ЦК Профсоюзов РФ, Министерством культуры РФ, Эстонии, Латвии.
 

     1992 год. Театральными практиками В. Добровольским, И. Желтоуховым, Г. Рябининой, В. Жибоедовым, Л. Горячевой, совместно с хабаровским институтом искусств и культуры, создан курс - «Актер музыкального театра». Через несколько лет труппа пополнилась молодыми талантливыми артистами из числа выпускников: Д. Желтоуховым, А. Пужалиным, В. Павленко, Ю. Лакомой, С. Поповой, Н. Аушкиной.
 

     1995 год. Постановка знаменитейшей оперы «Травиата» Дж. Верди. Дирижер - заслуженный деятель искусств России Виктор Тиц, режиссер- постановщик заслуженный деятель искусств России  Ефим Звеняцкий, балетмейстер - заслуженная артистка России Галина Рябинина. В ролях - артисты хабаровских и владивостокских театров.
 

     ХХI век - начало. Триумфальные гастроли по всему Дальнему Востоку. Театру рукоплещут зрители Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Биробиджана, Советской Гавани, Владивостока, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска и других городов региона. Полные залы свидетельствуют не только о коммерческом успехе, но и том, что театр успешно выполняет свои творческие задачи. Коллектив награжден дипломами и грамотами глав администраций территорий Дальнего Востока. Театр сегодня старается расширить жанровый диапазон, создавая эксклюзивные авторские спектакли, приглашая ведущих композиторов, драматургов, режиссеров и художников России. Это Юлий Ким, Геннадий Гладков, Виктор Плешак, Марк Самойлов, Александр Журбин, Григорий Геловани, Альбина Шульгина, Владимир Колтунов, Владимир Оренов, … Дашкевич и Олег Ернев. Ежегодно спектакли театра получают высокую оценку в конкурсе на Губернаторскую премию «За достижение в театральном искусстве». В 2000 году Гран-при получает спектакль «Ханума» (режиссер В. Паршуков). Событием 2001 года стал музыкальный спектакль, объединивший детей и взрослых - музыкальная сказка «Муха-Цокотуха» (балетмейстер О. Козорез, режиссер Б. Кричмар). Событием 2002 года назван спектакль «Чтобы весь мир пел» (музыкальный руководитель и аранжировщик джазовой музыки главный дирижер театра В. Каракуз и музыкант оркестра А. Моор). Событием 2003 года назван спектакль «Роман с театром» (В. Соболевский). Лучшим спектаклем 2004 года назван «Бабий бунт» (режиссер С. Таюшев). Высший бал по оценкам зрителей получили спектакли: «Брак по-американски» (2002 г., режиссер Б. Кричмар), «Седина в бороду, бес в ребро» (2004 г., режиссер В. Паршуков), «Прости мои капризы!..» (2005 г., режиссер Б. Кричмар).
 

     Мыслить в искусстве оперетты не банально, зрелищно, иронично, с фантазией - основные приметы творческой программы коллектива последних лет под руководством Н. И. Евсеенко. Сегодня продолжается курс театра на многожанровость, на разнообразие репертуара, от классической оперетты, мюзикла, комической оперы до фарса, народной комедии и притчи. В нашем театре всегда были и есть большие артисты и настоящие музыкальные режиссеры. И когда видишь людей, которые это умеют делать, понимаешь, - такие мастера способны победить время (с ними вы встретитесь на страницах юбилейного буклета).

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх