Священная притворщица... или несколько слов об оперетте

     Сказочница, утешительница - говорят об оперетте. Действительно, оперетта напоминает добрые сказки и притчи для взрослых, с обязательно счастливым  финалом. «Так не бывает, это наивно и примитивно», - сколько раз мы слышали эти слова от рассерженных театралов. Но кто сказал, что в театре все должно быть так, как бывает? В каких сводах сценических законов записано, что сцена должна копировать жизнь? Кажется, в этом многожанровом искусстве все Музы вместе с богом любви Апполоном взялись за руки, чтобы прославлять оперетту. И действительно, здесь часто собираются вместе Евтерпа - Муза лирики, Талия - Муза комедии, Эрато - Муза любовных песен, Терпсихора - Муза танца, здесь есть место Музам астрологии, истории, эпической поэмы, священного гимна. Не обижена и Муза трагедии - Мельпомена, просто в оперетте она должна быть всегда в дуэте с Музой комедии.

     Сценическая жизнь артиста оперетты сложнее, чем у артиста драмы. Как и драматическому артисту, ему надо вести действенную линию роли, общаться с партнером и воздействовать на него. Но!.. Чуть-чуть глаз в зрительный зал. И самое главное, чуть-чуть насмешливый глаз в свой адрес. Если артист оперетты самовлюблен - обаяние жанра сразу теряется. Причем, не думайте, что все так просто. Эразм Роттердамский открыл еще в средние века секрет влияния шутов при дворах королей. Каждый шут умней короля, но Боже сохрани, хоть раз дать почувствовать королю, что тот глупее шута. Так и в оперетте - артисту надо быть умным, но не давить на зрителя своим интеллектом. Оперетта должна быть умна по сути, но казаться чуть глуповатой, в этом природа и закон ее. В оперетте говорят необычно, непохоже, неожиданно, играючи. Персонажи подробно объясняют происходящее, иронизируют, грустят, пародируют, влюбляются, не забывая вышучивать и высмеивать себя и все вокруг. В каждом слове пульсируют суть их характера и жизнеутверждающее мироощущение. В этом искусстве как в сложном коктейле есть все. И потому вся наука, вся хитрость воспитания будущего артиста в том, чтобы научиться составлять этот легкий обворожительный «напиток», от которого бы слегка кружилась голова, хотелось бы шалить, делать милые глупости, вернуться в пору своей щенячьей юности, когда все кажется таким простым и ясным, когда все впереди… Вот в эту пору человеческой жизни и возвращает оперетта зрителей, дает ему эликсир молодости, эликсир бодрости, любовный напиток…

     И самое главное, в оперетте нужно всегда быть в форме. Поэтому - овсяная каша по утрам, никаких тяжелых ужинов. Нужно сохранять талию. Оперетта - это такое искусство, в котором артисты должны постоянно тренировать и свой голос, и свой танцевальный, речевой и мыслительный аппарат. Они должны тренировать свой мозг, чтобы не отстать от времени. Они должны уметь одеваться, быть на всех выставках, носить туалеты так, как это делают лучшие манекенщицы мира. Они должны много работать. Играть, играть, играть, не став при этом хорошо обученным механизмом, сохранив непосредственность, юмор, живое и доброе сердце. А еще говорят, «легкий жанр»…

     P.S. А рецептов никаких нет. Каждое поколение опереточных артистов, режиссеров, людей других театральных профессий начинает сначала этот долгий и трудный путь… Но, какой интересный и захватывающий.

Зав. литчастью театра Тамара Бабурова

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх