И образ твой, и голос твой, душа твоя, любовь твоя...

И ОБРАЗ ТВОЙ, И ГОЛОС ТВОЙ,

ДУША ТВОЯ, ЛЮБОВЬ ТВОЯ…


 

Больше всего на свете люблю актеров и собак…

Его можно было слушать часами, открыв рот. Гипнотизер, артист, философ, музыкант, драматург, поэт, свободно мыслящий человек и парадоксов друг. Мне он часто говорил: «Я сейчас хорошо сказал, поймал мысль. Запиши, завлит, я ведь потом забуду». Его мозги постоянно работали. Он думал, сочинял, придумывал, разыгрывал, шутил 24 часа в сутки. И его всегда было мало.

Из рассказов Ю.И.Гриншпуна:

___________________________________________________________

     Мне нравится легенда о том, как родилась профессия - режиссер. В 18 веке театр был, скорее актерским - автор предлагал пьесу, она раздавалась актерам. Но в любой труппе всегда найдется не очень талантливый артист, который, к тому же, много знает. Вот он и ходит, надоедает своими знаниями. Актеры решаются избавиться от него, говорят: «Иди вниз, в партер, вещай оттуда. Это стало их ошибкой». Увы…

__________________________________________________________
 

          Когда я начинал работать в театре постановщиком, я мечтал создавать новые миры. Но вскоре я понял, что создавать их можно только с актерами. Они - тот самый материал, из которого лепится новая вселенная. Они находятся рядом с нами и переживают удивительные чувства для нас и в нужный момент. Меня часто спрашивают, могу ли я дать самое точное определение актерской игры, у меня нет ответа. Невозможно объяснить, что такое актер парой фраз. В поведении актера есть загадка, которая интригует, очаровывает и завораживает меня уже много лет. Попробуйте убедить актера, даже самого неудачливого, поменять профессию, он вообще не поймет, о чем вы говорите. Он актер просто потому, что он актер. Я же, наоборот, счастлив, что не занимаюсь этим делом, хоть и народный артист, потому что это очень тяжелая работа. Именно это и трогает меня, когда я общаюсь с актерами, - их хрупкость, ранимость, эмоциональность. От них требуют трудных, жестоких по отношению к себе поступков, и они стараются быть на высоте требований. И если актеры, считают, что у них нет иного пути к себе, кроме лицедейства, (а так считают способные из них), нужно защищать их от самих себя. Нужно их любить.

     Я не всегда был таким. Вначале актеры часто от меня уходили, бросали мои спектакли. Постепенно я научился работать более осторожно. Отношения с актерами - приключение и в художественном и человеческом плане и меня это увлекает все сильнее. Главное - чтобы это были личности. Мне хочется работать с людьми, которые воплощают в себе мечты зрителей.

___________________________________________________________

     Я убежден, что актеры знают о своих героях больше меня. Я могу о чем-то догадываться, но они точно знают, что может, а чего не может сделать герой. Поэтому между режиссером и актером должно быть согласие и взаимопонимание. Режиссер нужен только в том случае, если с ним актер играет лучше, чем без него. Не всякий актер может работать с любым режиссером. Это как в спорте, где определенному спортсмену нужен определенный тип тренера. Поэтому я не поддерживаю теорию, согласно которой гениальные сцены рождаются в ходе конфликтов. Конфликт означает, что вы получите раздраженного, раздосадованного актера, которому только что поставили палки в колеса, и теперь в его глазах читается усталость и злость. Я считаю, что режиссер отвечает за то, чтобы его актеры играли как можно лучше, чтобы они открывали в себе что-то новое, чего раньше никто не замечал. Значит, в нем изначально было это «нечто», и он оказался достаточно умен и талантлив, чтобы подтолкнуть себя и заплыть на глубину. Актеры не должны бояться пользоваться тем, что им в себе не нравится. Они не имеют права стремиться нравиться любой ценой. Но на режиссере лежит ответственность за извлечение их таланта на свет Божий…
 

     Я никогда не верил в актеров, которые не любят репетиций. Не верю я и в то, что актер может быть хорош с первой репетиции. Не стоит опасаться, что после двадцати репетиций актеры будут измучены. Они могут играть все хуже и хуже, а потом произойдет что-то магическое, невероятное, чего никто не мог предвидеть. Ты не знаешь его мыслей. Ты просто разговариваешь с ним, и в какой-то момент в его глазах зажигается огонь. Но каким образом тебе удалось разжечь этот огонь так и останется загадкой… Нужно все время подкармливать актера, подкидывая ему разные идеи.

__________________________________________________________

Актеры, которые со мной работают, знают, что находятся в хороших руках, знают, что ради них я готов пожертвовать многим, чтобы помочь им найти что-то новое, зайти в область, где они еще не были. Если определенные мизансцены мешают актеру, я изменю мизансцену. Для меня в спектакле все начинается с актерской игры.

___________________________________________________________

     Актер на отдыхе - это всегда красиво. Когда они не работают, - они слушают. Они навострят уши, как собаки, они ждут своего часа. Это прекрасные моменты.

___________________________________________________________

     Нюся, Моня, Атос. Я так люблю вас, собак, что иногда думаю, не собака ли я. Я конечно не собака, но свойства души моей - собачьи. Между хозяином и собакой договоры  какие-то высшие, без слов, договоры чувств и любви. Высшие договоры. Собаки, хотя и разных пород, все же собаки. Собаки любят,  когда собираются вместе друзья, когда они смеются. Они любят дружбу людей. Часто собаки болеют и уходят когда в доме плохо, когда ложь и обман живут в доме. Собаки обладают свойствами глубоких проникновений и предчувствий грядущего. Они понимают настроение и тревогу человека. В жизни есть какие-то возмездия за злые чувства и несправедливость. Законы возмездия. Они тайны. Это мало изучено людьми. Основа жизни - любовь. И собаки как-то понимают это. Такт собаки, ее ум и любовь к человеку поразительны и говорят о величии и цене жизни.

Записала и сохранила Тамара Бабурова, зав. литчастью театра

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх