Полвека на хабаровской сцене

Можно только оценить этот вклад с благодарностью. Сколько же зрителей за полвека творческой деятельности любимой артистки выросли из «Сильвы» Зоси Макашиной. За пятьдесят лет ее имя стало воплощением элегантности, таланта, шарма. Легендарны ее популярность и красота женская. Родену было бы подвластно запечатлеть ее шаг, посадку головы, жест, грацию, взгляд, женственность. По судьбе начало и вся жизнь в одном городе, в одном театре.

ЗосяАнатольевна Макашина была принята в труппу в 1969 году. Она сразу органично вошла в команду ведущих артистов, совмещая творческую деятельность в театре с Хабаровским училищем искусств (вокальное отделение, педагоги И.П. Ламанова, И.П. Соболевская). Редкий по красоте голос, меццо-сопрано, ее неповторимая индивидуальность, умение работать в разных жанрах – все эти качества оказались счастливо востребованы на хабаровской сцене.

За полвека на хабаровской сцене она создала впечатляющую галерею великолепных сценических образов из произведений отечественных, зарубежных и современных авторов, поставленных в разные годы в родном театре.

 

«Она убедительна на сцене в любой роли и получает удовольствие от игры. Макашина всегда академична, поет в совершенстве, владея техникой школы вокала. Но поет настолько изнутри характера, что впечатление передается зрителям». (Из отзыва народной артистки России Татьяны Шмыги после концерта в Хабаровске).

Ее талант был развит и поддержан окружением известных постановщиков и педагогов, среди которых В. Канделаки, А. Петров, И. Ипатов, Е. Туговиков, О. Ефремов, А. Ладыжинский, Ю. Гриншпун, С. Таюшев, В. Паршуков, Б. Кричмар. Не было случая, когда она не была бы готова к репетиции. Любая творческая задача – ее актерский импульс.

Одержимость к работе, удовольствие, страсть, энергия, чувство ритма сочетаются у артистки с ярким воображением. Эта способность помогала на сцене сразу, без оглядки погружаться в жизнь персонажа. Глаз было не оторвать от ее Кукушкиной в «Доходном месте», от Розалинды в «Летучей мыши», от Авроры в «Жирофле-Жирофля», от Ванды в «Герцогине Герольштейнской». Она мечтала об опере.

– Конечно, когда я была помоложе, я мечтала об опере. На гастролях в Ленинграде меня приглашали в малый оперный. Режиссер Малеготон ходил за мной по пятам и уговаривал: «Вы Кармен!». Господи, как мне был близок этот образ и по голосу, и по душе. Но тут вступился директор театра М.Х. Чапаров:

– И зачем это она поедет с Вами, когда ее в Хабаровске квартира ждет?

– И не обманул. В этой квартире я уже живу много лет. Как, впрочем, и в театре. И не жалею.

И потом неоднократно Макашина получала приглашения из оперных театров. В Ленинграде, Москве, Новосибирске, Улан-Удэ ей предлагали петь ведущие партии, и обязательно партию Кармен. Тем не менее она осталась верна своему театру, городу, но партию Кармен она все-таки спела, но не в опере, а в мюзикле М. Новака «Мафиози».

Оперетта «Сильва» в нашем театре по праву считается судьбоносной. У нее счастливая сценическая судьба. Она никак не хочет покидать хабаровскую сцену. И для многих артистов, особенно для тех, кто играет в этом спектакле несколько десятилетий, как, например, ЗосяМакашина, надо признаться, что это было изумительное совпадение. Статная, с тонкой талией, пышной грудью, выразительным лицом… Стоило ей только выйти на сцену в выходной арии Сильвы, она сразу брала в плен и мужские, и женские сердца. Настоящая артистка оперетты. Прима.

ЗосяМакашина – артистка разноплановая. Но есть роли, для которых она словно создана и обречена играть их много лет.

Она пела свою Розалинду столько лет, что сроднилась с этим образом. Но в 90-е годы перед самым творческим отчетом в Москву, в связи с 60-летием театра состоялась премьера режиссера Анатолия Кордунера новой версии без купюр «Летучая мышь» И. Штрауса. И Зося Анатольевна исполняла мужскую роль князя Орловского. Маска на балу карнавала, скажете вы? Если честно, артистка не любила эту роль. Она любила свою Розалинду.

– Ну какой из меня мужчина? Куда мне грудь спрятать и все женское? И, вообще, играли по Эрдману, чего еще выдумывать? Лучшее уже все придумали.

В Москве критики встретили «Летучую мышь» неоднозначно. Кто хвалил, кто не очень. А Зося тряслась каждый спектакль, да еще партнеры подначивали.

Однажды перед спектаклем «Летучая мышь» за кулисами появился Чапаров:

– Ребята, там в зале у меня гости. Два генерала. Играйте с настроением…

– Идет спектакль, – потом рассказывает ЗосяМакашина (Розалинда). – Я, видимо, шелковую юбку завязала не туго. И, как назло, Юрий Тихонов (Эдвин) по ходу действия наступил на ее край... Я двигаюсь, а юбка медленно сползает к моим ногам... Что делать? Переступила и играю дальше…

После спектакля бежит возбужденный Мухарби:

– Нет, я, конечно, просил играть хорошо, но не до такой же степени. Генералы разволновались, но им понравилось. Просили закрепить.

У Хабаровского музыкального театра свой зритель. Не случайный. Непадкий на эксперименты. Преданно любящий свой театр. Искренно. Светло. И от всей души. Зрители выросли на спектаклях музыкальной комедии с участием ЗосиМакашиной, поэтому и сохранили в душе и наив, и умение радоваться при встрече с любимыми артистами. Ей много пишут поклонники, пишут как родному человеку и близкому другу: «Милая, талантливая, любимая! Мы посмотрели все спектакли с вашим участием, гордимся, что у нас в городе есть такая артистка. После ваших спектаклей нам ничего не страшно, ни одиночества, ни старости. Нам просто хочется жить».

Что сегодня играет Зося Анатольевна? В первую очередь роли, близкие ей по духу. Играя много лет Сильву, она перешла на характерную роль Юлюшки из этой оперетты. И снова играет долго и зажигает, забыв о возрасте. Сегодня она может сказать: «Я – это Юлюшка и Роза Петровна». Поистине бенефисным стал спектакль «Седина в бороду – бес в ребро» для ЗосиМакашиной и ее партнера Игоря Желтоухова. Этот спектакль идет так же долго, что артисты празднуют его юбилей. И они его заслужили. Встретившись с бывшей актрисой фронтовых бригад Розой Александровной – Макашиной, вы поймете самое главное: театр жив, пока такая артистка в нем спасает чье-то сердце от одиночества и неверия в себя.

В спектакле «За двумя зайцами» они снова вдвоем: Макашина и Желтоухов-старший. Трогательные, наивные, муж и жена, любящие отец и мать. Свое непутевое чадо – дочь слушаются как солдатики своего генерала. Душой болеют, стараются соответствовать «культурному» обществу, попадая в комическое положение. Нелепые, простые люди, вызывающие добрую улыбку.

Вот и для своего юбилейного вечера ЗосяМакашина выбрала спектакль «Адам + Ева = ». Мы увидим ЗосюМакашину в роли заседательницы Веселых очень театральную, почти манерную, если бы … не чувство юмора, лукавство, озорство, умение артистки посмеяться над собой такой неотразимой.

Последние годы Зося Анатольевна любит одиночество. В этом состоянии она отдыхает. Раньше она страдала, что мало бывала дома, который любит всей душой, – много ездили на гастроли.

Но первое, что она делала, заселяясь в гостиницу в чужом городе, брала тряпку, ведро и до блеска вымывала, вычищала все. Стены, двери, полы, ванную. В этом вопросе она не доверяла никому. Чистота – главная заповедь ее жизни от мамы. Даже если начнется конец света, она вымоет посуду и полы, и обязательно накрасит ногти.

Театр. Работа. Дом. Она действительно очень домашний человек. Встает в пять утра. Жаворонок. Успеет переделать все дела до утренней зари. Задолго до начала спектакля приходит в театр. И начинает дрожать, как заяц, как будто ее выход на сцену будет в первый раз. В любой роли, даже возрастной, она всегда остается героиней. Дульсинеей, Вандой, Розалиндой, Сильвой, Женщиной. Которая любит, страдает, надеется и ждет. И возраст тут ни при чем.

– Актерская судьба, – размышляет ЗосяМакашина, – дело сложное. У нас в 70-е годы уехало много артистов. Мне пришлось ввестись в репертуар театра, переиграла почти всех героинь. Потом пришло время и мне нужно было переходить на роли возрастные. Не я первая, не я последняя. Это было очень сложно. На нервной почве я потеряла голос. Я благодарна своим партнерам, своим режиссерам. И конечно, в первую очередь, Юлию Гриншпуну. Он все сделал, чтобы этот процесс был безболезненным. У меня были и есть прекрасные партнеры. Спасибо и светлая память Валерию Хозяйчеву. Юрию Тихонову, Виталию Черятникову, Игорю Желтоухову, Стасу Боридко. Было время, когда я практически тянула весь репертуар. И прекрасно справлялась. Жизнь артиста непростая. Утром репетиции. Вечером спектакли. А летом гастроли. Семейная жизнь у нас редко получается. Так пусть же долго звучат актерские голоса. Пусть их слушают и любят зрители. В этом и есть наше счастье. Вы знаете, я действительно счастливый человек. На моем пути было много хороших, интересных и талантливых людей. У меня есть дочь, внук, друзья. И вы – мои дорогие зрители.

 

Какое слово я бы поставила рядом с Зосей в гармонии с ее натурой: справедливость, уют, чистота, мудрость, забота, ответственность, дотошность, раздражительность. Кстати, раздражительность вообще приписывают утонченным женщинам.

И сегодня юбилярша неотразимо обаятельна, сокрушительно иронична, всегда готова высказать свою точку зрения, подсказать молодым, уберечь от ошибок. Примите, Зося Анатольевна, самые искренние поздравления и заверения в глубоком уважении и признательности, и пожелание быть всегда с Вами рядом.

 

Тамара Бабурова

Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
Полвека на хабаровской сцене
 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх